Доступная среда
В 2023—2024 учебном году в МАОУ"Лицей № 4″: 8 обучающихся имеют статус «ребенок-инвалид».
В лицее созданы условия получения качественного образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей для их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах учебной, профессиональной и социальной деятельности.
Сопровождение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального, регионального и лицейского уровней.
Образовательный процесс осуществляется с оптимальной учебной и внеурочной нагрузкой(щадящий режим) с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей обучающихся.
Специфика заболеваний данной группы детей не требует специальных условий для получения образования, в том числе использования специальных учебников и других учебных пособий, технических средств обучения, доступа в здание и к местам занятий.
Всем обучающимся данной категории доступны все средства обучения и воспитания, используемые в учебно-воспитательном процессе. Как и все обучающиеся лицея они имеют доступ к информационно-коммуникационной предметной среде, включающей в себя в том числе цифровое лабораторное оборудование, специализированное(предметное) программное обеспечение, мультимедийные обучающие, тренинговые и контролирующие программы и электронные учебники.
Учителя предметники организуют образовательный процесс на основе дифференциации и индивидуализации обучения детей с учетом психофизических особенностей. Используют специальные методики, приемы, средств обучения, организуют работу по предупреждению перегрузки обучающегося в учебной деятельности, связанной с выполнением домашних работ, количеством письменных работ.
Психолого-педагогическое сопровождение в лицее организуют педагог-психолог и классный руководитель.
Педагог-психолог осуществляет психологическую поддержка, психологическое консультирование обучающих, системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития, при необходимости разрабатывает индивидуальные программы сопровождения. Психолого-медико-педагогический консилиум лицея сформирован с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ПМПк являются:
— выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
— разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
— консультирование участников образовательных отношений по вопросам: актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
— контроль за выполнением рекомендаций ПМПК.
Медицинское сопровождение детей-инвалидов(врач и медицинская сестра лицея):
— проведение профилактических осмотров в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи детям(Приказ МЗ РФ от 10. 08.2017г. № 514);
— распределение на физкультурные группы, контроль за прохождением ЛФК в условиях медицинских учреждений;
— контроль питания;
— проведение профилактических прививок по индивидуальному графику, с учетом заболевания ребенка;
— создание условий замера уровня глюкозы крови и инъекций инсулина детям с сахарным диабетом;
— контроль самочувствия в период подъема инфекционных заболеваний.
Специальные условия для питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ не предусмотрены, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для питания.
В лицее отсутствуют тьюторы, ассистенты(помощники), оказывающие обучающимся с ОВЗ необходимую помощь, так как по заключению психолого-медико-педагогической комиссии данная помощь не требуется.
В силу объективных причин(здание построено в 1939 году) лицей не имеет возможности создать все условия безбарьерной среды.
Таким образом, в МАОУ«Лицей № 4» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется внимание проблеме организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обозначены трудности в работе с детьми инвалидами:
1. Отсутствие специальной профессиональной подготовки в области инклюзивного образования(педагогов лицея имеют высшее педагогическое образование, но не имеют подготовки в области инклюзивного образования)
2. Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми такой категории.
Намечены пути решения:
1. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам инклюзивного образования.
2. Оказание методической помощи педагогам по повышению профессиональной компетентности по работе с детьми данной категории.